Когда воспитывает (только) мать

Когда воспитывает (только) мать

03.09.2010
Статьи и обзоры Обучение и развитие детей

Сегодня миллионы женщин воспитывают де­тей без или с минимальным участием их от­цов.
Играть сразу несколько ролей нелегко. Как завое­вать авторитет, сохранив при этом доверительные отношения с детьми?
Общение и доверие не мешают родителям устано­вить свой авторитет, просто сегодня это понятие стоит пересмотреть. Современные дети привыкли выражать свое мнение, принимать самостоятель­ные решения, делать выбор. Поэтому они плохо воспринимают резкие запреты и приказы.
Стоит помнить, что близость между матерью и ре­бенком не означает, что статус «взрослого» по от­ношению к ребенку потерял свой смысл. Иными словами, наряду с авторитетом, конечно, существу­ет возможность для переговоров, но в конечном счете последнее слово всегда за взрослым.
Если отца рядом нет, правда ли, что у ребенка не будет образа мужчины, на который он смог бы ори­ентироваться?
Чтобы вырасти, детям необходимо идентифициро­вать себя с мужчиной или женщиной, а не с папой или мамой. Нужно признать, что сегодня кровные связи уже не так важны, как раньше, и биологи­ческий отец не всегда занимается воспитанием ре­бенка. Настало время отказаться от мифа, соглас­но которому только отец способен символизиро­вать для ребенка авторитет. Если папы нет рядом, дети находят поддержку для полоролевой иденти­фикации там, где ее можно найти.
Это может быть отчим, дядя, учитель и даже кино­герой. Чтобы личность ребенка сформировалась правильно, ему необходим символический образ отца: его роль — помочь ребенку отделиться от ма­тери, нарушить слишком тесную связь, которая (со­гласно психоанализу) рискует стать сродни инцес­ту.
Если отца нет рядом, маме достаточно ссылаться на него, например говоря ребенку: «Если бы твой отец был сейчас здесь, он бы не стал терпеть твое плохое поведение» или наоборот: «Он бы тобой гордился». И действительно, слова матери в неко­тором смысле способны «создать» необходимый об­раз отца.

Пять минут в день
«Убери в комнате!», «Ты уже сделал уроки?». Для многих мам отношения с детьми превращаются в сплошную череду приказаний и проверок.
Их мучает чувство внутренней неуверенности. В их жизни, скорее всего, произошло какое-то собы­тие, которое дискредитировало в их глазах роль отца (их собственного или их ребенка).
Неважно, был этот человек плохим отцом на самом деле или нет, матери стараются компенсировать этот факт, постоянно и во всем контролируя свое­го ребенка.
Терапевты советуют мамам — и папам, разумеется, тоже — в день уделять каждому из своих детей хотя бы по пять минут, посвященных исключитель­но общению: разговаривать, не задавая ребенку «проверочных» вопросов, не «воспитывая» и не делая замечаний.
Такая «внимательная пассивность» ощутимо улуч­шает качество общения между родителями и деть­ми.